Сбор цветного лома: Россия и Европа

Многие, чье детство пришлось на эпоху Советского Союза, знают, что такое «сбор металлолома». Это было поощряемым и распространенным делом, к которому, чаще всего, привлекались пионеры. Но время прошло, и теперь металлолом и лом цветных металлов собирают совсем по-другому.

Польза и выгода от сбора цветного лома очевидна. Чтобы получить одну тонну стали плавят примерно 2 тонны кокса и 24 тонны железной руды. Последняя, кстати, является природным невосполнимым ресурсом, затраты на добычу и переработку которого стоят немало. Чтобы получить одну тонну стали из вторсырья, не уступающую по своим свойствам стали из природных ресурсов, потребуется 700 кг металлолома, 80 кг флюса и 450 кг чугуна. Не стоит забывать о том, что переплав вторсырья и производство сплавов латуни и меди значительно экономней и экологичней, чем плавка руды.

Эти факторы обуславливают востребованность сбора и переработки цветного лома в странах Европы. Лидером переработки вторсырья является Германия. По статистике, 95% утилизируемого металла в европейских странах переплавляется. Примерно такая же цифра характерна и для Японии. В России же сбор и переработка цветного лома составляет всего 50-70% от общего объема металлолома.

В первую очередь, это касается утилизации автомобилей. В Европе к этому вопросу подходят основательно и серьезно. Специалисты подсчитали, что в ближайшие 10-30 лет на свалках появятся примерно 4-5 миллиардов тонн металлолома, большую часть которых составят старые автомобили. При этом, прогнозируется, что число сошедших с конвейера машин в течение этого времени превысит общее количество выпущенных машин за весь период автомобилестроения. С учетом такой неутешительной картины, Европейский Союз работает над постановлением, которое обяжет автомобильные заводы использовать переработанный металлолом, особенно это касается лома латуни, меди и алюминия.  Новые машины будут состоят на 95% из вторсырья - ломов черного и цветного металлов.

В связи с этим, Европа налаживает торговлю металлоломом со всеми странами мира, в там числе и Россией. Согласно статистике, еще в 2004 году отечественный металлолом составлял значительную долю в общемировом объеме, сегодня же темпы вывоза значительно снизились. Это связано с повышением экспортных пошлин на металлолом и увеличившимся потреблением вторсырья внутри страны. Однако наши запасы металлолома на столько велики, что его хватит как на экспорт, так и для собственного пользования.